ГКОУ УР "Шарканская школа-интернат"
с. Шаркан, Удмуртская Республика
  • Информационная безопасность

    В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебного процесса. Учебные классы оснащены компьютерной техникой и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихся.

    Проблема информационной безопасности образовательного учреждения, школьников в ней – одна из самых актуальных на современном этапе. Растёт количество угроз из Интернета, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени меняются и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса.

    Информационная безопасность – это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.

    На сегодняшний день сформулировано три базовых принципа, которые должна обеспечивать информационная безопасность: 

    • целостность данных — защита от сбоев, ведущих к потере информации, а также зашита от неавторизованного создания или уничтожения данных;
    • конфиденциальность информации;
    • доступность информации для всех авторизованных пользователей.

    Полезная информация и видеоролики

    Общими мерами по созданию безопасной информационной системы являются:

    Документы

    • Все документы
    • Основные документы
    • Нормативные документы
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Защита персональных данных
    • Локальные акты
    • Локальные
    • Отчёты
    • Рабочие программы
    • Локальные нормативные акты
    • Платные образовательные услуги
    • Точка роста
    • Кванториум
    • IT-куб
    • Аннотации 1-4
    • Аннотации 5-9
    • Аннотации 8-9
    • Аннотации 1-9 (вариант2)
    • Рабочие программы 1-4
    • Рабочие программы 1-9 (вар2)
    • Рабочие программы 5-9
    • Рабочие программы 8-9
    • Дополнительное образование
    • Школьный Спортивный Клуб
    • Школьный театр
    • Прочие
    • Организация питания в образовательной организации
    • Персональный состав

    Памятка для обучающихся по информационной безопасности

    НЕЛЬЗЯ:

    1. Всем подряд сообщать свою частную информацию (настоящие имя, фамилию, телефон, адрес, номер школы, а также фотографии свои, своей семьи и друзей);
    2. Открывать вложенные файлы электронной почты, когда не знаешь отправителя;
    3. Грубить, придираться, оказывать давление — вести себя невежливо и агрессивно;
    4. Не распоряжайся деньгами твоей семьи без разрешения старших – всегда спрашивай родителей;
    5. Не встречайся с интернет-знакомыми в реальной жизни - посоветуйся со взрослым, которому доверяешь.

    ОСТОРОЖНО!

    1. Не все пишут правду. Читаешь о себе неправду в Интернете — сообщи об этом своим родителям или опекунам;
    2. Приглашают переписываться, играть, обмениваться – проверь, нет ли подвоха;
    3. Незаконное копирование файлов в Интернете – воровство;
    4. Всегда рассказывай взрослым о проблемах в сети – они всегда помогут;
    5. Используй настройки безопасности и приватности, чтобы не потерять свои аккаунты в соцсетях и других порталах.

    МОЖНО

    1. Уважай других пользователей;
    2. Пользуешься Интернет-источником – делай ссылку на него;
    3. Открывай только те ссылки, в которых уверен;
    4. Обращаться за помощью к взрослым – родители, опекуны и администрация сайтов всегда помогут.

    Компьютерные вирусы

    Компьютерный вирус – это разновидность компьютерных программ, отличительной особенностью которой является способность к размножению. В дополнение к этому, вирусы могут повредить или полностью уничтожить все файлы и данные, подконтрольные пользователю, от имени которого была запущена заражённая программа, а также повредить или даже уничтожить операционную систему со всеми файлами в целом. В большинстве случаев распространяются вирусы через интернет.

    Методы защиты от вредоносных программ:

    1. Используй современные операционные системы, имеющие серьёзный уровень защиты от вредоносных программ.
    2. Постоянно устанавливай патчи (цифровые заплатки, которые автоматически устанавливаются с целью дорабтки программы) и другие обновления своей операционной системы. Скачивай их только с официального сайта разработчика ОС. Если существует режим автоматического обновления, включи его.
    3. Работай на своем компьютере под правами пользователя, а не администратора. Это не позволит большинству вредоносных программ инсталлироваться на твоем персональном компьютере.
    4. Используй антивирусные программные продукты известных производителей, с автоматическим обновлением баз.
    5. Ограничь физический доступ к компьютеру для посторонних лиц.
    6. Используй внешние носители информации, такие как флешка, диск или файл из интернета, только из проференных источников.
    7. Не открывай компьютерные файлы, полученные из ненадёжных источников. Даже те файлы, которые прислал твой знакомый. Лучше уточни у него, отправлял ли он тебе их.

    Сети WI-FI

    Wi-Fi - это не вид передачи данных, не технология, а всего лишь бренд, марка. Еще в 1991 году нидерландская компания зарегистрировала бренд «WECA», что обозначало словосочетание «Wireless Fidelity», который переводится как «беспроводная точность». До нашего времени дошла другая аббревиатура, которая является такой же технологией. Это аббревиатура «Wi-Fi». Такое название было дано с намеком на стандарт высший звуковой техники Hi-Fi, что в переводе означает «высокая точность». Да, бесплатный интернет-доступ в кафе, отелях и аэропортах является отличной возможностью выхода в интернет. Но многие эксперты считают, что общедоступные Wi-Fi сети не являются безопасными.

    Советы по безопасности работе в общедоступных сетях Wi-fi:

    1. Не передавай свою личную информацию через общедоступные Wi-Fi сети. Работая в них, желательно не вводить пароли доступа, логины и какие-то номера.
    2. Используй и обновляй антивирусные программы и брандмауер. Тем самым ты обезопасишь себя от закачки вируса на твое устройство.
    3. При использовании Wi-Fi отключи функцию «Общий доступ к файлам и принтерам». Данная функция закрыта по умолчанию, однако некоторые пользователи активируют её для удобства использования в работе или учебе.
    4. Не используй публичный WI-FI для передачи личных данных, например для выхода в социальные сети или в электронную почту.
    5. Ипользуй только защищенное соединение через HTTPS, а не НТТР, т.е. при наборе веб-адреса вводи именно «https://».
    6. В мобильном телефоне отключи функцию «Подключение к Wi-Fi автоматически». Не допускай автоматического подключения устройства к сетям Wi-Fi без твоего согласия.

    Социальные сети

    Социальные сети активно входят в нашу жизнь, многие люди работают и живут там постоянно, а в Facebook уже зарегистрирован миллиард человек, что является одной седьмой всех жителей планеты. Многие пользователи не понимают, что информация, размещенная ими в социальных сетях, может быть найдена и использована кем угодно, в том числе не обязательно с благими намерениями.

    Основные советы по безопасности в социальных сетях:

    1. Ограничь список друзей. У тебя в друзьях не должно быть случайных и незнакомых людей.
    2. Защищай свою частную жизнь. Не указывай пароли, телефоны, адреса, дату твоего рождения и другую личную информацию. Злоумышленники могут использовать даже информацию о том, как ты и твои родители планируете провести каникулы.
    3. Защищай свою репутацию - держи ее в чистоте и задавай себе вопрос: хотел бы ты, чтобы другие пользователи видели, что ты загружаешь? Подумай, прежде чем что-то опубликовать, написать и загрузить.
    4. Если ты говоришь с людьми, которых не знаешь, не используй свое реальное имя и другую личную информации: имя, место жительства, место учебы и прочее.
    5. Избегай размещения фотографий в Интернете, где ты изображен на местности, по которой можно определить твое местоположение.
    6. При регистрации в социальной сети необходимо использовать сложные пароли, состоящие из букв и цифр и с количеством знаков не менее 8.
    7. Для социальной сети, почты и других сайтов необходимо использовать разные пароли. Тогда если тебя взломают, то злоумышленники получат доступ только к одному месту, а не во все сразу.

    Электронные деньги

    Электронные деньги — это очень удобный способ платежей, однако существуют мошенники, которые хотят получить эти деньги. Электронные деньги появились совсем недавно и именно из-за этого во многих государствах до сих пор не прописано про них в законах. В России же они функционируют и о них уже прописано в законе, где их разделяют на несколько видов – анонимные и не анонимные. Разница в том, что анонимные - это те, в которых разрешается проводить операции без идентификации пользователя, а в неанонимных идентификации пользователя является обязательной. Также следует различать электронные фиатные деньги (равны государственным валютам) и электронные нефиатные деньги (не равны государственным валютам).

    Основные советы по безопасной работе с электронными деньгами:

    1. Привяжи к счету мобильный телефон. Это самый удобный и быстрый способ восстановить доступ к счету. Привязанный телефон поможет, если забудешь свой платежный пароль или зайдешь на сайт с незнакомого устройства.
    2. Используй одноразовые пароли. После перехода на усиленную авторизацию тебе уже не будет угрожать опасность кражи или перехвата платежного пароля.
    3. Выбери сложный пароль. Преступникам будет не просто угадать сложный пароль. Надежные пароли — это пароли, которые содержат не менее 8 знаков и включают в себя строчные и прописные буквы, цифры и несколько символов, такие как знак доллара, фунта, восклицательный знак и т.п. Например, $tR0ng!.
    4. Не вводи свои личные данные на сайтах, которым не доверяешь.

    Электронная почта

    Электронная почта — это технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений, которые распределяются в компьютерной сети. Обычно электронный почтовый ящик выглядит следующим образом: имя_пользователя@имя_домена. Также кроме передачи простого текста, имеется возможность передавать файлы.

    Основные советы по безопасной работе с электронной почтой:

    1. Надо выбрать правильный почтовый сервис. В интернете есть огромный выбор бесплатных почтовых сервисов, однако лучше доверять тем, кого знаешь и кто первый в рейтинге.
    2. Не указывай в личной почте личную информацию. Например, лучше выбрать «игровой_фанат@» или «рок2013» вместо «тема13».
    3. Используй двухэтапную авторизацию. Это когда помимо пароля нужно вводить код, присылаемый по SMS.
    4. Выбери сложный пароль. Для каждого почтового ящика должен быть свой надежный, устойчивый к взлому пароль.
    5. Если есть возможность написать самому свой личный вопрос, используй эту возможность.
    6. Используй несколько почтовых ящиков. Первый для частной переписки с адресатами, которым ты доверяешь. Это электронный адрес не надо использовать при регистрации на форумах и сайтах.
    7. Не открывай файлы и другие вложения в письмах даже если они пришли от твоих друзей. Лучше уточни у них, отправляли ли они тебе эти файлы.
    8. После окончания работы на почтовом сервисе перед закрытием вкладки с сайтом не забудь нажать на «Выйти».

    Кибербуллинг или виртуальное издевательство

    Кибербуллинг — преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.

    Основные советы по борьбе с кибербуллингом:

    1. Не бросайся в бой. Лучший способ: посоветоваться как себя вести и, если нет того, к кому можно обратиться, то вначале успокоиться. Если ты начнешь отвечать оскорблениями на оскорбления, то только еще больше разожжешь конфликт.
    2. Управляй своей киберрепутацией.
    3. Анонимность в сети мнимая. Существуют способы выяснить, кто стоит за анонимным аккаунтом.
    4. Не стоит вести хулиганский образ виртуальной жизни. Интернет фиксирует все твои действия и сохраняет их. Удалить их будет крайне затруднительно.
    5. Соблюдай свой виртуальную честь смолоду.
    6. Игнорируй единичный негатив. Одноразовые оскорбительные сообщения лучше игнорировать. Обычно агрессия прекращается на начальной стадии.
    7. Бан агрессора. В программах обмена мгновенными сообщениями, в социальных сетях есть возможность блокировки отправки сообщений с определенных адресов.
    8. Если ты свидетель кибербуллинга. Твои действия: выступить против преследователя, показать ему, что его действия оцениваются негативно, поддержать жертву, которой нужна психологическая помощь, сообщить взрослым о факте агрессивного поведения в сети.

    Мобильный телефон

    Современные смартфоны и планшеты содержат в себе вполне взрослый функционал, и теперь они могут конкурировать со стационарными компьютерами. Однако, средств защиты для подобных устройств пока очень мало. Тестирование и поиск уязвимостей в них происходит не так интенсивно, как для ПК, то же самое касается и мобильных приложений. Современные мобильные браузеры уже практически догнали настольные аналоги, однако расширение функционала влечет за собой большую сложность и меньшую защищенность. Далеко не все производители выпускают обновления, закрывающие критические уязвимости для своих устройств.

    Основные советы для безопасности мобильного телефона:

    1. Ничего не является по-настоящему бесплатным. Будь осторожен, ведь когда тебе предлагают бесплатный контент, в нем могут быть скрыты какие-то платные услуги.
    2. Думай, прежде чем отправить SMS, фото или видео. Ты точно знаешь, где они будут в конечном итоге?
    3. Необходимо обновлять операционную систему твоего смартфона.
    4. Используй антивирусные программы для мобильных телефонов.
    5. Не загружай приложения от неизвестного источника, ведь они могут содержать вредоносное программное обеспечение.
    6. После того как ты выйдешь с сайта, где вводил личную информацию, зайди в настройки браузера и удали cookies.
    7. Периодически проверяй какие платные услуги активированы на твоем номере.
    8. Давай свой номер мобильного телефона только людям, которых ты знаешь и кому доверяешь.
    9. Bluetooth должен быть выключен, когда ты им не пользуешься. Не забывай иногда проверять это.

    Online-игры

    Современные онлайн-игры – это красочные, захватывающие развлечения, объединяющие сотни тысяч человек по всему миру. Игроки исследуют данный им мир, общаются друг с другом, выполняют задания, сражаются с монстрами и получают опыт. За удовольствие они платят: покупают диск, оплачивают абонемент или приобретают какие-то опции. Все эти средства идут на поддержание и развитие игры, а также на саму безопасность: совершенствуются системы авторизации, выпускаются новые патчи (цифровые заплатки для программ), закрываются уязвимости серверов. В подобных играх стоит опасаться не столько своих соперников, сколько кражи твоего пароля, на котором основана система авторизации большинства игр.

    Основные советы по безопасности твоего игрового аккаунта:

    1. Если другой игрок ведет себя плохо или создает тебе неприятности, заблокируй его в списке игроков.
    2. Пожалуйся администраторам игры на плохое поведение этого игрока, желательно приложить какие-то доказательства в виде скринов.
    3. Не указывай личную информацию в профайле игры.
    4. Уважай других участников по игре.
    5. Не устанавливай неофициальные патчи и моды.
    6. Используй сложные и разные пароли.
    7. Даже во время игры не стоит отключать антивирус. Пока ты играешь, твой компьютер могут заразить.

    Фишинг или кража личных данных

    Обычной кражей денег и документов сегодня уже никого не удивиfшь, но с развитием интернет-технологий злоумышленники переместились в интернет, и продолжают заниматься «любимым» делом. Так появилась новая угроза: интернет-мошенничества или фишинг, главная цель которого состоит в получении конфиденциальных данных пользователей — логинов и паролей. На английском языке phishing читается как фишинг (от fishing — рыбная ловля, password — пароль).

    Основные советы по борьбе с фишингом:

    1. Следи за своим аккаунтом. Если ты подозреваешь, что твоя анкета была взломана, то необходимо заблокировать ее и сообщить администраторам ресурса об этом как можно скорее.
    2. Используй безопасные веб-сайты, в том числе, интернет-магазинов и поисковых систем.
    3. Используй сложные и разные пароли. Таким образом, если тебя взломают, то злоумышленники получат доступ только к одному твоему профилю в сети, а не ко всем.
    4. Если тебя взломали, то необходимо предупредить всех своих знакомых, которые добавлены у тебя в друзьях, о том, что тебя взломали и, возможно, от твоего имени будет рассылаться спам и ссылки на фишинговые сайты.
    5. Установи надежный пароль (PIN) на мобильный телефон.
    6. Отключи сохранение пароля в браузере.
    7. Не открывай файлы и другие вложения в письмах даже если они пришли от твоих друзей. Лучше уточни у них, отправляли ли они тебе эти файлы.

    Родителям

    • Независимо от возраста ребенка используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию, но не полагайтесь полностью на него. Ваше внимание к ребенку - главный метод защиты.
    • Если Ваш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов (LiveJournal, blogs.mail.ru, vkontakte.ru и т.п.), внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео.
    • Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис Вашего ребенка. Странички Вашего ребенка могут быть безопасными, но могут и содержать ссылки на нежелательные и опасные сайты (например, порносайт, или сайт, на котором друг упоминает номер сотового телефона Вашего ребенка или Ваш домашний адрес).
    • Поощряйте Ваших детей сообщать обо всем странном или отталкивающем и не слишком остро реагируйте, когда они это делают (из-за опасения потерять доступ к Интернету дети не говорят родителям о проблемах, а также могут начать использовать Интернет вне дома и школы).
    • Будьте в курсе сетевой жизни Вашего ребенка. Интересуйтесь, кто их друзья в Интернет так же, как интересуетесь реальными друзьями.

    Документы

    • Все документы
    • Основные документы
    • Нормативные документы
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Защита персональных данных
    • Локальные акты
    • Локальные
    • Отчёты
    • Рабочие программы
    • Локальные нормативные акты
    • Платные образовательные услуги
    • Точка роста
    • Кванториум
    • IT-куб
    • Аннотации 1-4
    • Аннотации 5-9
    • Аннотации 8-9
    • Аннотации 1-9 (вариант2)
    • Рабочие программы 1-4
    • Рабочие программы 1-9 (вар2)
    • Рабочие программы 5-9
    • Рабочие программы 8-9
    • Дополнительное образование
    • Школьный Спортивный Клуб
    • Школьный театр
    • Прочие
    • Организация питания в образовательной организации
    • Персональный состав

    Педагогам

    1. В ОУ используются только сайты в сети «Интернет», включенные в Реестр безопасных образовательных сайтов. Использование сайтов в сети «Интернет», не включенных в Реестр безопасных образовательных сайтов, запрещается.
    2. Контроль за использованием обучающимися сети Интернет осуществляют:
    • во время занятия — проводящий его учитель и (или) сотрудник ОУ, специально выделенный для помощи в проведении занятий;
    • во время использования сети Интернет для свободной работы обучающихся — сотрудник ОУ, назначенный руководителем ОУ в установленном порядке.
    1. Лицо, осуществляющее контроль за использованием обучающимися сети Интернет:
    • определяет время и место работы обучающихся в сети Интернет с учетом использования в образовательном процессе соответствующих технических возможностей, а также длительность сеанса работы каждого обучающегося;
    • наблюдает за использованием обучающимися компьютеров и сети Интернет;
    • способствует осуществлению контроля объемов трафика ОУ в сети Интернет;
    • запрещает дальнейшую работу обучающегося в сети Интернет на уроке (занятии) в случае нарушения им порядка использования сети Интернет и предъявляемых к обучающимся требований при работе в сети Интернет;
    • доводит до классного руководителя информацию о нарушении обучающимся правил работы в сети Интернет;
    • принимает необходимые меры по пресечению обращений к ресурсам, не имеющим отношения к образовательному процессу.
    1. Обучающемуся запрещается:
    • обращаться к ресурсам, содержание и тематика которых не допустимы для несовершеннолетних и/или нарушают требованиям, установленным для сайтов Реестра безопасных образовательных сайтов;
    • осуществлять любые сделки через Интернет;
    • осуществлять загрузки файлов на компьютер ОУ без специального разрешения.
    1. При обнаружении ресурса, содержащего информацию, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, обучающийся обязан незамедлительно сообщить об этом преподавателю, проводящему занятие. Преподаватель, в том числе самостоятельно выявивший ресурс,  содержащий информацию, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, обязан зафиксировать доменный адрес ресурса и время его обнаружения и сообщить об этом лицу, ответственному за работу локальной сети и ограничение доступа к информационным ресурсам.
    2. Ответственный обязан:
    • принять информацию от преподавателя;
    • направить информацию о выявлении ресурса оператору Реестра безопасных образовательных сайтов в течение суток;
    • в случае явного нарушения обнаруженным ресурсом законодательства Российской Федерации сообщить о нем по специальной "горячей линии" для принятия мер в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    1. Передаваемая информация должна содержать:
    • доменный адрес ресурса;
    • сообщение о тематике ресурса;
    • дату и время обнаружения;
    • информацию об установленных в ОУ технических средствах технического ограничения доступа к информации.
    1. В случае отказа доступа к ресурсу, разрешенному в ОУ, преподаватель также сообщает об этом лицу, ответственному за работу Интернета и ограничение доступа.

    Методические и справочные материалы

    Методические и справочные материалы

    Документы

    • Все документы
    • Основные документы
    • Нормативные документы
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Защита персональных данных
    • Локальные акты
    • Локальные
    • Отчёты
    • Рабочие программы
    • Локальные нормативные акты
    • Платные образовательные услуги
    • Точка роста
    • Кванториум
    • IT-куб
    • Аннотации 1-4
    • Аннотации 5-9
    • Аннотации 8-9
    • Аннотации 1-9 (вариант2)
    • Рабочие программы 1-4
    • Рабочие программы 1-9 (вар2)
    • Рабочие программы 5-9
    • Рабочие программы 8-9
    • Дополнительное образование
    • Школьный Спортивный Клуб
    • Школьный театр
    • Прочие
    • Организация питания в образовательной организации
    • Персональный состав
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie